Крыша, которая едет

Какой должна быть крыша в современном автомобиле? Прочной? Легкой? Прозрачной? Убирающейся? Похоже, что в нынешнем году самая продвинутая автомобильная крыша — та, которой нет вообще.

Автомобилями со складным верхом сегодня сложно кого-то удивить. А вот можно ли вообразить машину, у которой крыша не предусмотрена вообще? Дизайнеры Audi смогли — и воплотили свое воображение в концептуальном Audi TT сlubsport Quattro, презентованном в середине мая.

В этой модификации родстера Audi TT кабина полностью открыта. Более того, отсутствуют даже неизбежные для обычных кабриолетов передние стойки. Вместо этого — экстремально низкий стеклянный экран, окружающий кабину (для усиления эффекта «открытости» обязательные защитные дуги за задним сиденьем были опущены практически до уровня спинок кресел). И ничто не мешает наслаждаться скоростью и удовольствием от вождения, которое обеспечивает двухлитровый двигатель мощностью 300 «лошадей», полный привод, 6-скоростная автоматическая трансмиссия с возможностью ручного переключения, а также, впервые установленные на модели ТТ, мощные керамические тормоза.

Что самое интересное, Audi TT сlubsport Quattro отнюдь не является теоретическим концептом, которому никогда не суждено попасть в салоны автодилеров. В компании Audi заявили, что обдумывают возможность производства этой модели мелкими сериями, и, судя по качественному подбору технической «начинки», именно так и произойдет. Можно не сомневаться, что найдется достаточно желающих выложить внушительную сумму за машину, которая постоянно открыта всем стихиям.

Почему? Да потому, что в Audi довели до максимальной степени кристаллизации ту идею свободы, раскрепощенности и эмоциональности, которая в последний год породила настоящий бум автомобилей с открытым верхом. Дизайнеры Audi создали «идеальную крышу» для родстера или кабриолета — ту, которой нет вообще. Непрактично? Да, но нужно заметить, что непрактичность такого автомобиля — крайний случай непрактичности, которой, увы, подвержены все без исключения автомобили со складной крышей.

Все дело в том, что автомобиль, у которого отсутствует верх, с инженерной точки зрения, проигрывает моделям со стационарной крышей. И подразумеваются не только такие очевидные вещи, как необходимость обеспечить место для сложенной крыши в багажнике (что сокращает его объем), разработать механизм подъема и опускания верха (это утяжеляет автомобиль и усложняет его конструкцию), подобрать подходящие материалы для самого верха и т.д. Главная проблема состоит в том, что безверхий кузов априори обладает меньшей жесткостью кручения. Есть классический пример, объясняющий эту проблему: обычная картонная коробка для обуви. С надетой крышкой «скрутить» ее весьма нелегко, а вот со снятой... А теперь представим, что «коробка без крышки» на скорости входит в крутой поворот на горной дороге. Чтобы компенсировать неизбежные деформации, приходится усиливать кузов, изменять конструкцию подвески, применять многие другие решения, не позволяющие машине «скручиваться».

Вторая, не менее принципиальная проблема, связана с безопасностью. Риск получить тяжелую травму, в случае переворота авто вверх колесами, для машин с открытым верхом гораздо выше.

Чтобы устранить эти недостатки, конструкторы автомобилей разрабатывают всевозможные ухищрения, а те, соответственно, влияют на цену. Но покупатель готов за них платить, потому что для современного автовладельца на первый план выходит не функциональность или практичность, а эмоциональные ощущения от вождения. Тут у машин без крыши конкурентов просто нет.

Фото Audi TT сlubsport Quattro

Фото Audi TT сlubsport Quattro

Фото Audi TT сlubsport Quattro

Фото Audi TT сlubsport Quattro

 

Ткань против металла

Модели автомобилей премиум-класса, как правило, всегда оснащены классическим мягким верхом. Причин тому несколько, но самая важная — меньшая масса такой крыши по сравнению с металлическим верхом. Для мощного скоростного авто лишняя сотня килограммов в багажнике может оказаться излишней обузой. Ну и, конечно же, играет свою роль традиция, согласно которой истинный кабриолет должен быть оснащен именно тканевой крышей.

Поэтому неудивительно, что у престижного и супердорогого (от $400 тыс.) Rolls-Royce Phantom в открытой модификации Drophead Coupe именно мягкий верх. Крыша многослойная, внутренний слой выполнен из эксклюзивного кашемира. Более того, крышка отсека, куда автоматически складывается верх, изготовлена из тикового дерева. Древесину надо регулярно смазывать, и эта процедура отмечена как один из VIP-сервисов Rolls-Royce Phantom.

В мае концерн DaimlerChrysler объявил, что его знаменитый спорткар SLR McLaren будет выпущен в модификации родстер. Естественно, с классической мягкой крышей из ультрасовременного материала, обеспечивающего высокую прочность, шумо- и теплоизоляцию. Благодаря легкому тканевому верху удалось достичь того, что максимальная скорость открытого родстера осталась на уровне закрытого купе — 332 км/час. Крыша поднимается и убирается меньше чем за десять секунд. Примечательно, что этот процесс не автоматический, как следовало бы ожидать от футуристического спорткара, а полуавтоматический: чтобы убрать крышу, нужно вручную отстегнуть замки и немного сдвинуть верх, а уж дальше эту процедуру продолжит электропривод. Дизайнеры уверяют, что это дань славным традициям гоночных SLR 1950-х годов, как и выполненные по принципу «крыло чайки» подъемные двери. Жаль только, что к летнему сезону-2007 родстер SLR McLarenт запоздает. Его европейские продажи начнутся в сентябре.

А вот кабриолет Alfa Spider, избранный лучшей моделью с открытым верхом 2006 года, вышел на рынок Европы как нельзя вовремя — в начале весны 2007-го. Авто создано на платформе эффектной Alfa Brera и в своей открытой модификации еще раз подтверждает умение итальянских дизайнеров создавать красивейшие автомобили. Двухслойный мягкий верх Alfa Spider складывается полностью автоматически, причем меньше чем за 25 секунд. И даже в убранном виде в багажнике остается достаточно места, как для этого класса машин, — 200 л, что на 36% больше, чем у Alfa Spider предыдущего поколения.

Увы, у мягких складных крыш есть принципиальные недостатки: они сильнее подвержены износу, обеспечивают меньшую шумоизоляцию и, что печальнее всего, в поднятом виде тканевый верх смотрится не так эффектно, как стационарная металлическая крыша. Такие авто предназначены главным образом для езды «топлесс» в теплый сезон, а вот для повседневных поездок осенью или зимой они не очень приспособлены, несмотря на все ухищрения инженеров и конструкторов.

Зато жесткий металлический верх — та «золотая середина», которая позволяет объединить удовольствие от езды в кабриолете с практичностью обычного закрытого купе. С поднятым верхом такой автомобиль не отличается от моделей со стационарной крышей и поэтому пригоден для ежедневного использования. Вполне закономерно, что жестким верхом оснащаются, как правило, городские автомобили компактного и среднего классов. Такие, как Peugeot 307 CC, Renault Megane CC, Opel Astra Twintop, Nissan Micra C+C и многие другие. Самая свежая новинка в этом сегменте — Peugeot 207 CC, наследник знаменитой 206-й модели купе-кабриолета. Практичная двухсекционная металлическая крыша отлично дополняет эффектную стилистику новых Peugeot (крупный «зев» воздухозаборника, длинные вытянутые фары, короткие свесы кузова). Несмотря на то, что со времени появления Peugeot 206 CC конкуренция в сегменте купе-кабриолетов усилилась многократно, 207-я модель может претендовать на статус лидера продаж.

Чья крыша лучше

Состязание ткани и металла, сопровождающееся поочередными победами одного или другого материала, — интереснейший процесс. К примеру, кабриолеты BMW традиционно оснащались тканевым верхом: именно такая крыша у знаменитого родстера Z4 или купе-кабриолета 6-й серии. С презентацией в нынешнем году нового кабриолета 3 серии BMW впервые(!) в своей истории предлагает модель со складным металлическим верхом. Трехсекционная крыша складывается и раскладывается с помощью электропривода. Также в BMW позаботились о том, чтобы при поднятой крыше кожа кресел не перегревалась на солнце. Для этого в состав краски входит специальный пигмент, отражающий инфракрасное излучение.

По схожему пути пошел и Volkswagen. Традиционно модели на платформе VW Golf оснащались мягким верхом, а вот у нового купе-кабриолета VW Eos крыша изготовлена из металла. Несмотря на то, что Eos позиционируется классом выше, чем обычные купе-кабриолеты, этому авто гарантированы отличные продажи.

Знаменитый родстер Mazda MX-5 был оснащен тканевой крышей, и именно такой верх получила последняя реинкарнация этого автомобиля. Однако маркетологи Mazda отнюдь не собирались игнорировать рост популярности моделей с металлическим складным верхом и спустя некоторое время вывели на рынок Mazda MX-5 Roadster Coupe. Все довольны: клиент, живущий в стране с теплым климатом, или бескомпромиссный приверженец классики, купит родстер с тканевой крышей, а вот тот, кому по вкусу «железная практичность» купе-кабриолетов, приобретет Roadster Coupe.

Интересно, что «открытость» отнюдь не является исключительной монополией машин с убирающимися крышами. С каждым годом в мировом автодизайне усиливается тенденция, предполагающая использование прозрачных крыш в обычных закрытых автомобилях. Конечно, ощущения ветра в лицо в данном случае не будет, но иногда это и к лучшему. Зато можно постоянно лицезреть небо над головой, не опасаясь, что это небо может пролиться на голову дождем или снегом.

Существует несколько решений, позволяющих превратить салон автомобиля в залитую солнцем веранду. Самое простое — установка прозрачной стеклянной или стеклопластиковой крыши. Очень многие современные модели предлагают это в качестве опции: тонированное стекло защищает от нескромных взглядов, при желании его можно полностью закрыть сдвижной шторкой. Такие крыши предлагаются, например, в моделях Skoda Roomster и Citroёn C4 Picasso.

Еще один вариант — применение крупного панорамного лобового стекла, захватывающего пространство над передними сиденьями (как у Opel/Vauxhall Astra Panoramic или того же Citroёn C4 Picasso).

Однако самое интересное направление — крыша с изменяемой степенью прозрачности. Так, в концепте Infiniti EX стеклянная панель содержит слой жидких кристаллов, которые способны становиться прозрачными или непрозрачными. Благодаря этому водитель и пассажиры могут одним касанием к сенсорному регулятору менять степень прозрачности крыши.

В ознаменование 60-летия марки компания Ferrari выпустила 60 коллекционных машин, созданных на платформе спорткупе 612 Scaglietti. Одной из главных фишек этой серии является электрохимическая стеклянная крыша с регулируемой прозрачностью. Технология, которая полвека назад казалась бы просто немыслимой, сегодня стала реальностью. И уже завтра она, возможно, найдет применение в моделях, рассчитанных на массовый спрос.

А что будет послезавтра?

Вероятно, с помощью нанотехнологий или неких силовых полей автомобильный верх будет буквально создаваться из ничего и исчезать в никуда по желанию автовладельца. Тем самым окончательно решится вопрос: какая крыша лучше всего?

Источник: «Власть денег»
19.06.2007
7 859
Рейтинг
8
Понравилось? Поделись!

Еще интересно почитать